11 игр на развитие памяти и внимания для взрослых
Содержание
- О важности тренировки памяти во всех возрастах
- Игра — хороший вариант семейного досуга
- Классификация игр:
Известно, что для поддержания памяти в «хорошей форме» необходимо регулярно ее тренировать и стимулировать умственные процессы1.
Важно активно развивать память во всех возрастах, особенно пожилым людям вследствие возрастающего риска когнитивных нарушений. Такие занятия, как решение логических задач и разгадывание кроссвордов, заставляют мозги «работать». Любая деятельность, связанная с обработкой большого объема информации, способствует укреплению памяти и даже профилактике когнитивных заболеваний2.
Тренировка ментальных функций в виде игр для улучшения памяти и работы мозга давно доказала свою эффективность в исследованиях у детей, но процессы нейропластичности происходят не только в развивающемся детском мозге, но и у пожилых людей3.
Большим плюсом игровой формы является то, что в этом процессе может участвовать вся семья! Ведь крайне важно сохранять эмоционально значимые контакты с детьми, внуками, родственниками, друзьями и даже соседями4.
Рассказываем о самых интересных играх для улучшения памяти и внимания!
Занятия для всей семьи или большой компании
1. «Саймон говорит»5.
Соберитесь компанией и повеселитесь от души. А заодно прокачайте свою реакцию!
Правила:
- Ведущий («Саймон»), 2 и более участника.
- Ведущий дает команды, которые начинаются со слов «Саймон говорит…» (например: «Саймон говорит: поднимите руку»), и сам выполняет это действие.
- Участники должны выполнять команду только тогда, когда она начинается со слов «Саймон говорит…». Если ведущий не говорит этого перед командой, то участники не должны выполнять ее.
- Если участник выполнил команду без фразы «Саймон говорит…» или не успел выполнить правильную команду, то он выбывает из игры.
- Не забываем, что «Саймон» может пытаться обмануть игроков, говоря: «Саймон говорит: сделайте приседания» — но не приседая, а прыгая.
- Ведущий продолжает давать запутанные команды до тех пор, пока не останется только один игрок. Он становится победителем.
2. «Угадай мелодию»2 (по мотивам известной викторины).
Прекрасный вариант для поднятия настроения в любой праздник: достаточно включить плейлист с любимыми песнями из популярных кинокартин или мультфильмов и попробовать угадать по началу мелодии эту композицию. Все это можно совместить с рассказами историй из жизни, которые ассоциируются у вас с этой кинокартиной. Атмосфера праздника гарантирована!
А самое приятное, что в эту игру можно играть ежедневно и даже без компании. Включайте любимых исполнителей, когда идете на работу, учебу или занимаетесь домашними делами. Старайтесь вспомнить как можно больше подробностей: имя певца, музыкальный альбом и даже год его создания. Хорошая профилактика когнитивных нарушений и отличное настроение на весь день вам гарантированы!
3. «Угадай предмет»2. Прекрасный вариант для игры с детьми и для развития пространственного мышления.
Правила таковы:
- Один игрок выбирает любой предмет из окружающего пространства: игрушку, фотографию или любой другой объект.
- Игроки, которые не знают выбранного предмета, начинают задавать вопросы, чтобы его отгадать.
- Вопросы должны быть такими, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например, «Это животное?», «Этот предмет съедобный?» и т.д.
Игра продолжается до тех пор, пока игроки не угадают предмет.
4. «Факты о людях»2. Отлично подойдет для большой компании для лучшего знакомства с друзьями и для тренировки памяти, конечно!
Правила:
- Каждый участник рассказывает о себе факт и описывает его одним словом, которое будет начинаться на первую букву его имени. Например, «Олег был на вершине Эльбруса, Олег отважный», «Галя любит морских ежей, Галя гурман».
- Следующий человек называет имена предыдущих участников вместе с описанием и говорит факт о себе. Сложнее всего придется последнему. Выбирайте малоизвестные факты о себе и лучше узнавайте друг друга!
Для нескольких человек
1. «Найди пару»2. Карточная игра, для которой вы можете собрать детей и попробовать обыграть их в нахождении пар бабочек и апельсинов!
Разложите на столе парные карточки рубашками вверх. Вы переворачиваете две карточки. Если обнаружите их совпадение, то забираете их себе. В случае несовпадения, переворачиваете карточки обратно. Суть игры заключается в том, чтобы постепенно запомнить расположение всех карточек и быстро находить пары.
2. «Города»2.
Всем известная игра, которая не требует представления и остается актуальной не одно поколение.
Напомним правила: каждый игрок называет город или страну, начинающуюся на последнюю букву предыдущего названия. Игра практически бесконечна, а вы можете вести таблицу лидеров!
3. «Слова из слова»2. Развивает лексическую память и креативное мышление.
Правила: вы выбираете слово и ваша задача — составить новые слова, используя только буквы из исходного слова. Вы можете переставлять буквы местами, добавлять новые или удалять неподходящие, но не можете использовать больше букв, чем есть в исходном слове. Составьте как можно больше новых слов из исходного.
Можете играть в одиночку либо с друзьями.
Классические игры, о которых нельзя забывать
- Шахматы. Стимулируют развитие стратегического мышления и планирования6.
- Кроссворды. Развивают лексическую память и мышление7.
- Судоку. Числа хорошо справляются с тренировкой внимания и логики2.
- Пазлы2. Да, те самые пазлы. Но не спешите думать, что это что-то исключительно детское. На данный момент существует огромное количество всевозможных вариантов этого тренажера для ума, включая целые картины и 3D-пазлы. Потренируйте мелкую моторику, усидчивость и пространственное мышление!
Самые обычные занятия (часто давно знакомые) могут быть интересны не только детям, но и стать полезными играми для пожилых людей для улучшения памяти.
Проводите больше времени с семьей и вместе с тем тренируйте свои когнитивные способности для насыщенной и качественной жизни!
Список источников
- Егорова В. Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение поддержки памяти лиц пожилого возраста // Глобус: психология и педагогика. – 2021. – № 3 (43). – С. 14-21.
- Куликов П. М. К вопросу о методах профилактики нарушений памяти у пожилых людей // Наука и образование сегодня. – 2022. – № 5 (74). – С. 82-84.
- Зиёдуллаевна С. и др. Современные методы когнитивной реабилитации у пожилых пациентов, страдающих нейродегенеративными заболеваниями // Journal the Coryphaeus of Science. – 2023. – Т. 5. – № 4. – С. 204-215.
- Мустаева Ф. А., Сизоненко З. Л., Юлдашева О. Н. Исследование роли семьи в жизни пожилого человека // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2016. – Т. 18. – № 10. – С. 143-147.
- Громова С. Л. Игровые технологии в обучении иностранному языку // Технологии в образовании-2019. – 2019. – С. 114-120.
- Хакимов А. О., Зотин В. В. Спектр влияния шахмат на мышление и мозг // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник. – 2019. – С. 324.
- Товстенко В. Г. Разгадывание кроссвордов. Некоторые результаты // Мировая наука. – 2018. – № 8 (17). – С. 69-75.