Deprecated: Creation of dynamic property AcareDEPRESSION\Front::$plugin is deprecated in /code/wp-content/plugins/licorn-acare-depression/App/Front.php on line 14 Deprecated: Creation of dynamic property AcareDEPRESSION\Front::$_acceptedForm is deprecated in /code/wp-content/plugins/licorn-acare-depression/App/Front.php on line 15 Реабилитация когнитивных функций

Реабилитация когнитивных функций

4 минуты на прочтение

Когнитивные нарушения – что это?

Когнитивные нарушения испытывал каждый. Единичные эпизоды снижения памяти и рассеянность могут быть как признаком усталости, так и сигналом нарушения когнитивных функций1.

Такие нарушения невозможно измерить – они не имеют количественных параметров, но можно заметить изменения в обычном поведении:

  • Человек депрессивен или апатичен.
  • Испытывает трудности с принятием решений, не воспринимает новую информацию и с трудом вспоминает то, что хорошо помнил раньше.
  • Зациклен на негативных событиях и воспоминаниях, повышена тревожность, снижена работоспособность1.

Причины возникновения когнитивных нарушений

Снижение когнитивных функций развивается постепенно при естественных процессах старения у пожилых людей6.

Также они могут быть запущены нейродегенеративными заболеваниями или сосудистыми нарушениями1.

К таким патологиям относятся:

  • болезнь Альцгеймера;
  • артериальная гипертензия;
  • наследственные заболевания (болезнь Фабри);
  • сердечно-сосудистые заболевания (ишемическая болезнь сердца);
  • перенесенные инфекции, вызывающие воспаление в нервной ткани1.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) и стресс также ускоряют развитие когнитивных нарушений2.

Когнитивная реабилитация – кому необходима?

Реабилитация таких нарушений будет зависеть от стадии их развития:

1) субъективные – небольшое снижение когнитивных функций, не мешающее повседневной жизни;

3) легкие или умеренные – заметные окружающим ухудшения памяти;

4) выраженные когнитивные нарушения – требуется помощь близких в решении бытовых проблем1.

Коррекция когнитивных функций возможна на ранних стадиях, пока расстройство в легкой степени. Позднее нарушения поддаются лечению уже гораздо сложнее.

Методы когнитивной реабилитации при ранних нарушениях когнитивной сферы

Эффективность любого метода в рамках реабилитационной программы, которую подбирает врач, заключается в его регулярности – вы должны выбрать тот подход или упражнение, которое сможете выполнять максимально долго.

В этой статье мы предложим самые интересные и простые для внедрения в повседневную жизнь техники и упражнения.

Физическая активность

Попробуйте освоить гимнастику тай-чи – это оздоровительная практика, основанная на китайском боевом искусстве. Но не стоит бояться: все движения в тай-чи максимально плавные, гибкие и заставляют концентрироваться на ощущениях в теле и дыхании. Польза такой активности для когнитивных функций и улучшения самочувствия подтверждена исследованиями3.

Реорганизация бытового пространства

Используйте блокноты, органайзеры, дневники и стикеры с подсказками-напоминаниями о планах на день, важных событиях и приеме лекарств7.

Ориентация на новое

Новая книга, новое знакомство, изучение нового иностранного языка – любая неизвестная для нас информация стимулирует работу мозга7.

Братья наши меньшие

Контакт с домашними животными снижает стресс и таким образом защищает мозг от снижения когнитивных функций5.

Когнитивный подход в реабилитации

Разнообразьте досуг и тренируйте когнитивные функции в кругу семьи – для всех полезно будет провести время за настольными играми4.

Да будет музыка и свет!

Такие подходы как музыкотерапия и арт-терапия также показали немалую эффективность.  Прослушивание спокойной музыки и рисование, или поход на художественную выставку поднимет настроение и повысит эмоциональную стабильность6,7.

Доказано положительное влияние света на когнитивные функции – попробуйте использовать лампу для светотерапии или световой будильник7.

Принципы нейробики – тренируем мозг

Нейробика – это комплекс эрготерапевтических упражнений для когнитивной реабилитации через развитие мелкой моторики. Они доступны для любого возраста и не занимают много времени:

  •  «Монетки» – выполните круговые движения большим пальцем по кончику указательного пальца по часовой стрелке и против на всех пальцах поочередно;
  • Сделайте «щелбаны» каждым пальцем;
  • «Фигушки» – просуньте большой палец между другими пальцами;
  • «Подзовите» к себе всеми пальцами поочередно;
  • «Крючки» – зацепите указательные пальцы друг за друга и потяните руки в стороны, то же самое сделайте со всеми другими пальцами;
  • Положите руки на стол ладонями вниз, широко раздвинув пальцы; поочередно поднимайте вверх сначала мизинцы; проверьте, прижаты ли все остальные пальцы к столу; проделайте то же самое со всеми другими пальцами в разных направлениях7.

Задача треннинга когнитивной сферы – восстановить нарушения памяти и внимания, обучить заново утраченным навыкам и улучшить ментальное состояние.

Если вы используете комплекс когнитивной реабилитации, постарайтесь подходить к проблеме ответственно – подключите заботу о режиме сна и питании, избегайте стрессовых ситуаций и вредных привычек.

Список источников:

  1. Громова Д.О., Вахнина Н.В. Когнитивные нарушения у больных молодого и среднего возраста: диагностика и подходы к терапии // Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. Когнитивные нарушения. – 2017. – №3
  2. Старчина, Ю. А. Когнитивные нарушения после инсульта / Ю. А. Старчина // Медицинский совет. – 2017. – № S. – С. 27-32. – DOI 10.21518/2079-701X-2017-0-27-32.
  3. Монид, А. С. Фитнес для пожилых. Зачем и почему / А. С. Монид // Рефлексия. – 2023. – № 1. – С. 83-86.
  4. Раскуражев А.А., Кузнецова П.И., Танашян М.М. НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nemedikamentoznaya-profilaktika-i-korrektsiya-kognitivnyh-narusheniy (дата обращения: 15.01.2024
  5. .Луговая Д. Е. Реабилитация с помощью терапии животными / Д. Е. Луговая // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10(27). – С. 503-505.
  6. М.М. Мельникова, С.Н. Дума, О.И. Левченко ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ В СИСТЕМЕ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // МНКО. 2022. №3 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-art-terapii-kak-psihologo-pedagogicheskoy-metodiki-v-sisteme-dolgovremennogo-uhoda-za-litsami-pozhilogo-vozrasta-s (дата обращения: 27.12.2023).
  7. Носкова И.С. КОГНИТИВНАЯ ГИМНАСТИКА // Медицинская сестра. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-gimnastika (дата обращения: 27.12.2023).
VER2304503 (v1.0)